ВООБФ «Дети в беде» на протяжении 20 лет занимается проблемами детей – инвалидов в Волгоградском регионе.
За это время социальные службы многое сделали для того, чтобы дети – инвалиды не только получали необходимое им лечение и реабилитацию, но и могли адаптироваться к самостоятельной жизни. Особенно это важно для детей с тяжелыми формами заболевания, которые по медицинским показателям не могут посещать образовательные учреждения.
Родители «особых» детей отмечают, что без социального опыта и дошкольного образования, их дети, как правило, не вписываются в образовательные и психологические стандарты при поступлении в школу. Как следствие, всех их «записывают» либо в «необучаемые», либо определяют в «коррекционные» школы. Для детей, обучающихся на дому, не предусмотрено дополнительное образование. Недополучение образования, как дошкольного, так и дополнительного в дальнейшем сказывается на сложностях выбора профессии и самоопределении в жизни.
Проблема социализации детей – инвалидов дошкольного возраста настолько актуально, что родители, входящие в самодеятельную организацию «Родители детей – инвалидов за их права», ставят ее на первое место в своих требованиях за доступную среду для детей – инвалидов.
В последней редакции Закона об образовании, закрепляется право «особых» детей на инклюзивное дошкольное и дополнительное образование. В дошкольные учреждениях нашего региона на данный момент не созданы условия для инклюзивного образования «особых» детей. Специалисты фонда, досконально изучив проблему, пришли к выводу, что лучшим достижением цели – ранней социализации детей – инвалидов, не посещающих дошкольные учреждения по медицинским показателям – является индивидуальное(тьютерское) сопровождение.
Тьютерское сопровождение – это особый тип сопровождения образовательной деятельности, где тьютор создает условия для всестороннего развития ребенка. В силу особого положения, очень часто изолированность от внешнего мира у детей-инвалидов не сформирован опыт социального общения. Тьютерское сопровождение необходимо, на наш взгляд, для «особых» детей любого возраста, но особенно это актуально для дошкольников.
Для решения проблемы специалисты ВООБФ «Дети в беде» сделали следующие:
— заключили договоры о сотрудничестве с МО, МСЗН Правительства Волгоградской области, Комитетом по образованию г. Волгограда;
— выявили наиболее нуждающихся в тьютерстве детей-инвалидов – 35;
— отобрали тьютеров (в феврале пройдет их обучение на базе ВГПГ).
На данном этапе проводится психолого-педагогическое тестирование детей с целью создания «дорожной» карты развития. Ведутся переговоры с д/д о кратковременном пребывании детей – инвалидов в сопровождении тьютеров. Тьютер будет проводить занятие с ребенком на дому (от трех до пяти часов в неделю), заниматься со своим подопечным в детском саду (в обычной группе) 2-4 часа в неделю; готовить портфолио на ребенка, отслеживать результат, обращаться к специалистам по необходимости.
Один раз в квартал специалистами районных центров «Семья» будет проводиться мониторинг.
Для реализации программы в 2014 году необходимо собрать 1 000 000 рублей. Предполагаемый источник финансирования: корпоративные пожертвования.
Так как закон об инклюзивном дошкольном образовании уже вошел в силу, в МО предполагают, что в 2015 году эта программа будет профинансирована в полном объеме.
Президент ВООБФ «Дети в беде», член общественного совета партийного проекта Единой России «Крепкая семья», Галина Морозова